Как поступать родителям если ребенка обижают в школе. Инструкция для родителей: что делать, если вашего ребёнка бьют в школе

К сожалению, далеко не всем детям везет с одноклассниками и учителями. Дружный класс, в который дети мчатся с утра бегом, забыв позавтракать – большая редкость. Но отсутствие друзей в школе – еще не самое плохое. Хуже – когда над школьником начинаются издевательства. Согласно статистике, случаев «травли» в современных школах с каждым годом все больше и больше, причем, участвуют в таких показательных акциях не только недалекие одноклассники — но и, порой, сами учителя.

Что делать с обидчиками, и как спасать ребенка?

Признаки того, что ребенка-подростка травят в школе – учимся понимать!

О жестокости детей можно писать целые научные трактаты. Увы, в возрасте от 11-12 лет и практически до окончания школы в детях поселяется вдруг «из ниоткуда» неоправданная жестокость и агрессия.

Потом это проходит. Но — не у всех.

А последствия такой травли иногда остаются с детьми, которых обидели, на всю жизнь.

Бессмысленная и беспощадная травля – это не «модное веяние». Травля была всегда. Другой вопрос, что методы травли стали более изощренными, и иногда родителям приходится менять даже город проживания, чтобы уберечь нервную систему своего чада.

Как понять, что твоего ребенка в школе травят, обижают, издеваются?

Подростки – это дети «скрытного периода» взросления. Не у всех из них имеется достаточный контакт с родителями, чтобы избежать ошибок и принять правильное решение. Чаще всего, родители узнают об этой проблеме, когда ее масштабы выходят за пределы класса.

Кроме того, для ребенка может быть унизительным обсуждение этой проблемы с родителями — часто такое бывает у мальчишек, чьи папы с пеленок вбивают в них «ты же мужик, решай сам свои проблемы!».

Итак, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место , попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Кто в группе риска, и в чем основные причина травли?

На самом деле, в группу риска может попасть любой, и причин для травли обычно четыре:

  • Ребенок не такой, как все. Например, слишком худой или наоборот с лишним весом, в очках, отличник или двоечник, слишком активный или наоборот слишком пассивный, задавака или тихоня, и проч. Причиной для травли сегодня может стать и вероисповедание, и физические недостатки, отсутствие модных вещей и профессии родителей, разрез глаз и неспособность постоять за себя, и проч.
  • Попал под горячую руку – оказался не в том месте и, как говорится, не в то время.
  • Ребенок – новенький в классе. Иногда и этого достаточно.
  • Ребенок сам ведет себя вызывающе и провоцирует всех на ответный бойкот или травлю.

Кто обычно становится зачинщиком травли?

  1. Учителя, которым не место среди педагогов.
  2. Асоциальные «элементы» класса. Дети из неблагополучных семей, которые устраивают травлю, чтобы не затравили их за принадлежность к такой семье. Дети, у которых есть проблемы с психикой. Дети, о воспитании которых их родители просто забыли.
  3. Популярные дети – активисты и лидеры, «короли и королевы» школы, которых слушают остальные дети, по сути становящиеся свитой данных лидеров.

Почему именно ваш ребенок стал жертвой травли?

Не стоит думать, что ваше чадо какое-то не такое. Ведь причиной травли может стать даже честность и порядочность ребенка, воспринятая сверстниками, как слабость. Или же отказ ребенка покурить за компанию, или устроить травлю другому ребенку.

Безусловно, причину поискать стоит, ведь тогда будет гораздо легче разобраться с ситуацией, но — не надейтесь, что эта причина будет понятной для вас.

Важно отметить и еще один нюанс.

Одно из условий травли, без которого, по сути, она станет просто невозможной – это попустительство учителя:

  • Просто наплевательское отношение: учитель закрывает глаза на все, потому что ему все равно.
  • Учитель еще не столь опытный, чтобы заметить травлю, которая, к тому же, ведется исподтишка. Или же замечает уже итог травли, когда жертва начинает отвечать обидчикам. Несложно догадаться, что влетает в данном случае от учителя именно жертве, ведь обидчики делают свои темные дела тихо и незаметно. Эта ситуация самая частая. Учитель, увы, просто не в состоянии уследить за всем и всеми. Особенно, если класс переполнен.
  • Учитель сам участвует в травле. Случай редкий, но тяжелый.

Как бы ни было обидно в этой ситуации учителям, но именно от них в большинстве случаев зависит атмосфера в классе. И именно учительница, как вторая «мама» каждого из детей, отвечает за их не только интеллектуальное, но и психическое состояние в школе.

Что делать родителям, если ребенка-подростка травят в школе одноклассники или учителя – инструкция

Никто не даст рецепта на тему «как быстро прекратить травлю». Таких рецептов нет. С какой стати ребенок обязан исправлять тот или иной «дефект», свою особенность, ставшую поводом для травли?

Если причиной травли была просто сама травля ради «животного интереса», то будь хоть кем и каким, но тебя все равно будут травить. И идти на поводу у зачинщиков, пытаясь угодить им и спасти себя – это наиболее худший вариант, потому что он лишь усилит травлю, для которой появятся еще 2 причины – слабость и самоунижение.

Что же делать?

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают : спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться , если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете : встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство , которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ваши действия: заявление на имя директора и, при отсутствии какой-либо реакции – заявление в РОНО, потом в полицию. К заявлению можно приложить показания свидетелей, других родителей, справки из травмпункта и проч. Ну, а далее – в суд.

А, может, все-таки не надо?

Бывают случаи, когда родитель задается вопросом – «а не станет ли хуже для ребенка, если я вмешаюсь?».

Да, есть ситуации, в которые лучше не влезать. Но если дело дошло действительно до травли, с которой ребенок не способен в одиночку справиться (а не разовой обиды или ссоры между одноклассниками), то разве можете вы сделать хуже тем, что эту травлю прекратите?

Представьте на секунду, что может случится с вашим ребенком, если он не сможет справиться с этим грузом проблем? Лучше влезть, куда не звали, чем потом сильно пожалеть, что не вмешались.

Чего делать категорически нельзя?

  • Вершить самосуд над обидчиками. Как бы вам ни хотелось «надавать по соплям» этим хулиганам, делать этого нельзя. Во-первых, ситуацию вы этим не решите, во-вторых, в этом случае вас можно будет привлечь «по статье» («а нечего было трогать чужих детей»), а обидчики получат еще один повод для травли вашего ребенка. Действуем строго в рамках закона!
  • Наускивать чадо на ответные подобные действия. Не нужно учить ребенка отвечать тем же. Даже, если речь идет о применении силы. Конечно, здорово, когда ребенок может постоять за себя, но нельзя учить «бить в ответ». Иногда такие ответы становятся, совершенно случайно, причиной инвалидизации и даже смерти обидчика (неудачно упал, и т.д.).
  • Пытаться «купить» расположение обидчиков. Подкуп – одно из самых бессмысленных, глупых решений, которое в итоге приведет к обратной реакции, а на ребенке надолго оставит клеймо слабака, подхалима и «шестерки».
  • Игнорировать травлю ребенка и бросать его в одиночестве в решении этой проблемы («сам справится!»). Помните – он может и не справиться.

Переводить в другую школу — или не переводить?

Конечно, можно перевести чадо и в другой класс, и в другую школу, и даже в другой город переехать — но есть ли в этом смысл?

В большинстве случаев, такие меры просто не обоснованы, а проблема исчерпывается довольно быстро, и к концу обучения обидчики с жертвами становятся чуть ли не лучшими друзьями.

Поэтому тщательно проанализируйте ситуацию и взвесьте «все за и против» — возможно, перевод и не нужен, а общие усилия педагогов, вас и ребенка смогут свести проблему на нет.

Другой вопрос, если учителя с директором вникать в проблему не желают, а травля приобретает масштабы, угрожающие не только нервной системе, но и здоровью ребенка – здесь уже выбирать не придется.

И самое важное: держите руку на пульсе! Ходите на школьные собрания, разговаривайте с ребенком, знакомьтесь с его учителями и одноклассниками, будьте в курсе проблем и успехов ребенка, чтобы вовремя дать совет, предостеречь от ошибки, помочь и подстелить соломки.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Школьные обиды нельзя оставлять без внимания. Психологические травмы, полученные от общения со сверстниками, с детьми старшего возраста или учителями обязательно сослужат плохую службу, когда ребёнок вырастет. Поэтому, если вы уже столкнулись с такой проблемой, её следует срочно решать. Для этого нужно знать, что делать, если ребёнка обижают в школе.

Как понять, что ребёнка обижают в школе, если он не говорит об этом

Следует понимать, что не любой ребёнок сразу будет рассказывать маме или папе о своих школьных проблемах. Отношения детей и родителей бывают разными.

Если в семье не выстроена политика доверительного общения, ваш сын или дочь, скорее всего, будет молчать и пытаться самостоятельно разрешить неприятную ситуацию либо просто терпеть, сложившееся к нему отношение в школе.

Разновидности школьных конфликтов и их признаки

В школе у детей могут возникать разные сложные ситуации. Наиболее вероятные из них:

  • конфликт с одноклассниками;
  • со школьниками из старших классов;
  • с учителями.

Конфликт с одноклассниками

Если попытки ребёнка уладить конфликт самостоятельно не привели к успеху, ему обязательно нужно помочь

Вспомните свой школьный возраст, и те ситуации, которые возникали в вашем классе между учениками. Практически в любом коллективе всегда есть три группы детей:

  1. Дети, которые смогли заработать авторитет и уважение сверстников или завоевать интерес к себе.
  2. Дети, которые ничем не выделяются на общем фоне, но и не вызывают отрицательного отношения к себе.
  3. Дети, которых дразнят, высмеивают или обижают более уверенные одноклассники.

К первой группе относятся школьники, которые вполне комфортно существуют в коллективе. Это контактные дети, которые легко находят общий язык со сверстниками. Но их портрет не всегда положителен. К данной группе могут относиться и отпетые хулиганы и драчуны, которые заработали свой авторитет силовым воздействием.

К этой же группе принадлежат и дети с острым языком, которые получили влияние на других путём насмешек и издевательств над одноклассниками. Именно хулиганы и юмористы, как правило, вызывают проблемы социальной адаптации в школе для детей третьей группы.

При этом хулиганы не всегда решают проблемы только кулаками. Они могут дёргать девочек за косички, отнимать у одноклассников личные вещи, подкладывать на стулья кнопки. Масштаб действий ограничивается только их собственной фантазией.

Что касается насмешников, они бьют по своей жертве обидным словом. Могут обозвать очкариком, толстухой, уродом или уродиной, придумать унизительное прозвище, высмеять цвет волос.

Их жертвами, как правило, становятся одноклассники, которые имеют какие-либо яркие отличительные черты. Это может выражаться в росте, весе, необычном цвете волос, редком имени или фамилии.

Если ваш ребёнок приходит из школы в синяках, а из его портфеля пропадают вещи, пора вмешаться в ситуацию

Если ваш ребёнок попал под воздействие таких “авторитетов”, он может делать самостоятельные попытки противостоять их нападкам. Если ему это удастся, ребёнок завоюет авторитет и уважение среди одноклассников, и проблема решится сама собой. Если он потерпит поражение, конфликт продолжится.

Тогда ваше чадо будет приходить из школы подавленным или в синяках. Из портфеля могут пропадать его личные вещи или деньги. В любом случае вам, как родителям, будет сложно не заметить его подавленного состояния или признаков побоев. Это говорит о том, что вашему ребёнку не удаётся самостоятельно разрешить конфликт с одноклассниками.

Конфликт со школьниками из старших классов

Такая ситуация имеет всё те же признаки, которые описаны выше. Но нападки старшеклассников могут быть более сильными и изощрёнными исходя из того, что их осуществляют школьники, которые старше по возрасту.

Наличие такого конфликта опять же может пройти незамеченным среди домашних, даже несмотря на упорное молчание ребёнка. При сильных нападках у него может появиться нежелание посещать школу из-за страха вновь встретиться со своими обидчиками.

Конфликт с учителями

Может быть и так, что у ребёнка сложились прекрасные отношения с одноклассниками, но есть проблемы с учителем или учителями. Особенно часто это происходит с детьми, которые стремятся получать только хорошие оценки.

Возможен и такой вариант. Ребёнку нравится какой-нибудь предмет, и он отлично по нему успевает. Но вот были пропущены несколько ключевых тем и ученик перестал его понимать. В результате посыпались неудовлетворительные оценки.

Учитель, который раньше хвалил и ставил высшие баллы, а теперь, в силу ухудшения успеваемости, перестал это делать, в глазах ребёнка из хорошего превращается в плохого. Полюбившийся сначала предмет, перестаёт нравиться, а то и вовсе становится ненавистным.

О конфликте с учителем ребёнок может умолчать, но повторяющиеся плохие оценки по предмету подскажут, что что-то пошло не так

Бывает и так, что некоторые преподаватели намеренно занижают оценки неполюбившимся ученикам. И, наоборот, на глазах всего класса явно завышают баллы своим любимчикам. В таком случае в душе ребёнка, старания которого не ценят, зреет бунт несправедливости, что в результате приводит к негативному восприятию и такого педагога, и самого предмета.

Ребёнок может сделать самостоятельные попытки наладить с учителем нормальные взаимоотношения или улучшить свою успеваемость. Если ему это удастся, проблема будет исчерпана. В противном случае негатив к учителю и предмету станет расти, а оценки ухудшаться.

О сложившихся трудных отношениях с педагогом ребёнок может и промолчать, но показателем того, что в школе что-то пошло не так, будет его успеваемость. В этом случае он начнёт получать плохие оценки.

Возможно, ребёнок даже станет делать попытки прогуливать нелюбимые уроки. Не заметить этого сложно, если регулярно просматривать его школьный дневник.

Явные и неявные признаки, сигналы

Какие именно признаки и сигналы могут навести на мысль, что ребёнка в школе обижают или же он чувствует там психологический дискомфорт:

  • явное, ярко выраженное, нежелание посещать школу;
  • подавленное состояние до и после учёбы;
  • отсутствие радостных эмоций при упоминании о школе;
  • нежелание обсуждать одноклассников и школьную жизнь;
  • пропадающие из портфеля вещи или деньги;
  • наличие синяков, ссадин или прочих телесных повреждений.

Явные признаки

Существует несколько признаков, по которым можно выявить наличие конфликтной ситуации в школе

Явным признаком того, что ребёнка в школе обижают, служит ярко выраженное нежелание туда идти. Такое состояние может даже сопровождаться слезами или истериками. В более сглаженном варианте ребёнок под любым предлогом может стараться избегать посещения школы, например, симулировать заболевания.

Это же касается и частых прогулов, особенно если школьник пропускает один и тот же предмет. Вероятнее всего, у него присутствует конфликт с учителем или непонимание изучаемого материала.

Неявные признаки

Подавленное психологическое состояние до и после посещения школы свидетельствует о том, что там у ребёнка что-то идёт не так. Возможно, он просто устал от учёбы, а, может быть, дело как раз в несложившихся отношениях с другими детьми или учителями.

Отсутствие желания говорить на школьные темы и о своих одноклассниках при нормальном эмоциональном состоянии ребёнка не могут напрямую свидетельствовать о том, что в школе его обижают. Но и не заострять родительского внимания на этом нельзя.

Ведь такие проявления могут означать, что ваш сын или дочь не чувствует себя достаточно комфортно в школьной обстановке. Возможно, это реакция на начало какого-либо конфликта.

Сигналы, на которые стоит обратить внимание

Если у ребёнка начали пропадать вещи, возможно их отбирают в школе

Если из портфеля ребёнка уже не первый раз пропадают личные вещи или деньги, а само чадо упорно молчит или выдумывает неправдоподобные отговорки, чтобы оправдать такую ситуацию, пришло время насторожиться.

Возможно, среди одноклассников есть обидчик или вымогатель. А может быть, это делает кто-то из старшеклассников. Или ещё хуже - ребёнок попал в дурную компанию.

Когда же чадо приходит домой после школы в синяках или ссадинах, само собой напрашивается немедленное выяснение причины их появления, и обстоятельств, при которых они были получены . Вовсе не обязательно, что ребёнка обидели, он мог просто подраться.

Если же выясняется, что его кто-то ударил, оставлять вопрос открытым нельзя. Нужно сделать всё возможное, чтобы такого больше не повторилось. Ведь в данном случае на кону стоит уже вопрос о здоровье маленького человека.

Если вы уверены в том, что вашего ребёнка в школе обижают, нужно действовать, причём незамедлительно. Для начала вам необходимо поговорить с ним доверительно.

Ваша цель - выяснить у ребёнка все подробности происходящего в школе и сделать так, чтобы он почувствовал моральную поддержку. Вашему сыну или дочери всегда необходимо чувствовать за собой надёжный тыл - своих родителей. Особенно это важно в критических ситуациях.

Каждый ребёнок должен чувтствовать недёжный тыл - любовь своих родителей

Дальше нужно действовать по обстоятельствам. Если выяснилось, что в школе ребёнка обижают физически или вымогают у него вещи и деньги, следует выяснить имя обидчика и поговорить с классным руководителем, а также с родителями агрессора, так как физическое насилие недопустимо и его нужно пресечь на корню.

Если речь идёт о вашем сыне, параллельно нелишним будет научить его давать физический отпор, мальчик должен уметь постоять за себя. Можно записать его в какую-нибудь спортивную секцию или школу боевых искусств.

Если речь идёт об оскорблениях или насмешках в адрес вашего ребёнка, научите его давать моральный, словесный отпор в таких обстоятельствах. Разыграйте неприятные ситуации дома и отрепетируйте возможные ответные реплики ребёнка.

В этом случае будет полезно записать его в какую-нибудь секцию, представляющую для него интерес. Там ребёнок займётся любимым делом и приобретёт дополнительных друзей. Это сгладит ощущения от школьных неудач и, возможно, повысит его авторитет среди одноклассников.

Если же дело в учителе или отдельно взятом предмете, попытайтесь выяснить, насколько объективны обиды вашего ребёнка. И, даже если они имеют вполне реальную почву, попытайтесь наладить хорошие взаимоотношения с учителем, объяснив ему ситуацию.

Какими бы ни были школьные конфликты, нельзя допускать, чтобы вашего ребёнка обижали в школе. Трудности, которые он испытывает при общении со своими одноклассниками, могут нанести непоправимую психологическую травму и перерасти в трудности во взаимоотношениях с людьми во взрослой жизни.

К сожалению, дети могут проявлять куда большую жестокость, чем взрослые, поэтому нередки случаи, когда обычный, на первый взгляд, ребенок, становится объектом травли своих одноклассников. Что делать родителям, если их ребенка обижают, чем помочь, какую тактику выбрать? - ответы на эти вопросы мы постараемся дать в этой статье.

Ужасно, но практически в каждом классе есть ученик, над которым издеваются и смеются его ровесники. За чужой счет дети пытаются утвердиться и заработать авторитет в глазах одноклассников, а дети, которые пытаются защитить пострадавшего, сами могут стать объектами насмешек.

Очень немногие дети делятся своими переживаниями с родителями: если младшие школьники более открыты, то, начиная с 5 класса, ребенок может начать замыкаться в себе, бояться выглядеть слабым.

Как понять, что в школе ребенка обижают?

  • У него постоянно меняется настроение, из школы он возвращается агрессивный, грустный, расстроенный;
  • Он пытается найти любой предлог, чтобы не пойти в школу, ссылается на ухудшение здоровья, начинает врать об отсутствии уроков;
  • Часто опаздывает в школу, хотя из дому выходит в нужное время;
  • Падает успеваемость в школе;
  • У ребенка часто пропадают или портятся личные вещи: ручки, стирательные резинки, альбомы или тетради;
  • Ребенок возвращается домой в порванной одежде, с грязным ранцем или вовсе с синяками и при этом говорит что он упал сам, его случайно обрызгала машина, толкнул прохожий и так далее - отговорки могут быть весьма изобретательными.

Какие дети чаще всего становятся объектами насмешек?

  • Дети, которые обладают нетипичной внешностью: вовсе не обязательно это представители другой национальности, скорее слишком высокие или низкие ростом, угловатые, склонные к полноте или имеющие заметный дефект (прыщи, неровные зубы и так далее);
  • Тихие и скромные дети, их можно определить с первого взгляда: неуверенная походка, робкий взгляд, неумение дать отпор - нередко именно таких одноклассников выбирают для «битья»;
  • Дети-лидеры, которые с первого дня в новом коллективе пытаются ввести свои правила, взять власть в свои руки.

    В этом случае, уже существующий лидер не захочет уступать свою власть и будет активно настраивать ровесников против новичка;

  • Агрессивные и неуравновешенные дети, которые сами провоцируют конфликты, реагируют на любую подначку и сами могут начать конфликты. Вскоре такие ребята становятся «местными клоунами», а другим одноклассникам попросту нравится выводить их из себя;
  • Дети-флегматики, от природы медлительные и рассеянные, а также дети, которые отличаются хрупким телосложением, болезненные дети;
  • Дети из неблагополучных семей или бедно одетые дети - вопрос конкуренции и желание выделиться присутствует у ребят всегда и, как правило, в качестве «фона» они выбирают бедно одетых или неряшливых одногодок.
  • Впрочем, даже обычный, на первый взгляд, ребенок может стать объектом «травли»: неудачное признание в любви, неблагозвучная фамилия, рассказанный секрет - и ему объявляют войну.

    Как быть родителям?

    Многие родители выбирают политику невмешательства, считая, что дети разберутся сами. В то же время стоит помнить, что детская жестокость может перейти мыслимые границы и от оскорблений дети запросто могут перейти к избиениям или изощренным наказаниям. В этом виноват пресловутый стадный инстинкт: ребенок-лидер чувствует поддержку своей «свиты» и все изобретательнее издевается над одинокими детьми, не имеющими особого авторитета и поддержки.

    Действия родителей зависят от возраста ребенка: если в младшей школе достаточно поговорить с учителем, то в средних классах взрослый уже не является авторитетом, так что ваши «разборки» с одноклассниками ребенка ни к чему не приведут, а то и вовсе ухудшат ситуацию, ведь дети будут считать ваше чадо еще и «маменькиным сынком». В то же время ребенок не должен просто проглатывать обиды - этим он смиряется с ролью жертвы, а принцип «подставь другу щеку» в современном обществе работает очень плохо.

    Первая задача родителей - быть рядом, эмоционально поддержать ребенка, показать ему, что он не должен бояться делиться с вами своими проблемами, ведь выход вы можете найти вместе. В идеале, к решению проблемы стоит привлекать и педагога, ведь его задача - не допускать конфликты в классе.

    Действия родителей «по пунктам»:

    • Откровенный разговор. Беседа - первый шаг к решению проблемы. Конечно, для ребенка разговор будет не из приятных, особенно, если он хочет скрыть от вас тот факт, что его обижают. Предложите свою помощь в любой ситуации, интересуйтесь его делами и проблемами, рассказывайте истории из своей жизни. Ребенок должен вам доверять - только тогда он расскажет вам правду.
    • Анализ и решение проблемы. Проблема может заключаться во внешности, характере, неумении что-то делать, совершенных ошибках. Самое время заняться исправлением причины, по которой ваш ребенок становится изгоем: дерматологи могут помочь детям с дефектами кожи, активные виды спорта помогут снизить вес. Целесообразным будет и занятие в различных секциях и кружках: они помогут воспитать навыки у ребенка, которых ему не хватает - ораторская речь, реакция, скорость, логика, сила и так далее. Кроме того, именно на кружках или в спортивной школе ребенок может найти себе настоящих друзей. Если ребенок медлителен - запишите его на настольный теннис, баскетбол, волейбол, легкую атлетику или футбол. Агрессивное или слишком спокойное поведение тоже поддается коррекции, главное - правильно объяснить ребенку, что порой нужно не бояться выражать свое мнение, но, в то же время, не огрызаться на других детей. Если проблема в неряшливости, тщательно проверяйте, как ребенок готовится к школе, контролируйте его внешний вид.
    • Помощь психолога. В некоторых случаях может понадобиться и помощь психолога, особенно, если признаки того, что ребенок боится ходить в школу, видны налицо. Чадо вздрагивает от прикосновений, с опаской ходит по улице, часто плачет, плохо спит - лучше обратиться за консультацией к специалисту. Можно научить ребенка справляться с проблемами и, показав соответствующий фильм или книгу - такая мотивация тоже придает сил.
    • Смена школы. Это кардинальное решение проблемы, хотя выходом из ситуации его не назовешь. На время страсти утихнут, но задайте себе вопрос, легко ли малышу адаптироваться к новому окружению, если он уже боится коллектива, что он будет делать, если новые друзья узнают, что в старой школе ребенка обижали? Как объяснить одноклассникам причину смены места учебы?
    • Заявление. Если вашего ребенка систематически обижают, постоянно портят его вещи, нужно принимать жесткие меры. Напишите заявление администрации учебного заведения, отправьте письмо с жалобой в министерство образования, в полицию. Пока хулиганы будут чувствовать себя безнаказанными, издевательства продолжатся. Если ребенка побили, нужно ехать в больницу, снять побои и написать заявление в полицию. Даже пары ссадин и синяков вполне достаточно для этого, по крайней мере, правоохранительные органы поставят обидчиков на учет и будут периодически их контролировать. Если вас отговаривают от подачи заявления, обращайтесь в вышестоящие инстанции. Возможно, лучше некоторое время попросить папу или брата встречать ребенка из школы, пока показательные хулиганства не утихнут.

    Издевательства над ребенком - это серьезная проблема, которая встречается во многих школах, она опасна тем, что ребенку ломают характер, психику, наносят вред здоровья, поэтому задача родителей - не сидеть, сложа руки, а помочь своему чаду, поддержать его. Научите давать отпор, реагировать правильно на чужие поступки - тогда он вырастет личностью и не потеряет свою индивидуальность!

Школа - это важная ступень в жизни любого человека. От ощущения комфорта и уверенности в себе зависит развитие способностей сына или дочери и желание учиться. В том, что делать родителям, если ребенка обижают в школе, поможет разобраться психология. В такой ситуации ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка. Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным :

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки - испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Выбор жертвы

Многие люди думают, что травле подвержены люди, которые отличаются от других своей внешностью или социальным статусом. На самом деле высмеивать могут любого человека. Стоит только раз оступиться - репутации конец. Различный доход или особенности внешности не могут влиять на травлю и обуславливать ее. Намного большее значение имеют семейные отношения.

Если человек умеет давать отпор, он спокоен и самоуверен, то любые шутки над ним очень быстро прекращаются. Нападкам чаще всего поддаются :

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно в любом обществе, родители должны воспитывать в нем чувство достоинства и уверенности в себе. Тогда в семье не возникнет вопрос о том, что делать, если в школе обижают сына или дочь.

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

Не стоит делать следующее :

Если ребенка обижают в школе, советы психолога всегда будут кстати. Можно обратиться к нему за консультацией или привести на нее школьника. Возможно, специалист найдет к нему подход и разберется в проблеме лучше родителей.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может :

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.


  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство - одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Любой родитель хочет своему чаду счастья и здоровья, а для этого нужно действовать сообща. Гораздо проще заниматься профилактикой, чем лечить. Нельзя равнодушно относиться к проблемам ребенка.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы . Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.