Главная » Статьи » Мои статьи

“Папа, мама, брат и я — мы Степановых семья!”. Интервью с самарскими велосипедистами
Еще когда я первый раз села на велосипед два года назад, и первый раз поехала кататься за Волгу, обратила внимание на группки велосипедистов с маленькими детьми. «И хочется им возиться с мелюзгой? – подумала я тогда. – Тут за собой не всегда успеваешь следить: и педали крути, и вперед смотри, и правила движения соблюдай, и от мошек отмахивайся». А эти героические люди и дети спокойно себе катили мимо, улыбаясь встречным и болтая с ребятней о чем-то веселом.


И вот сегодня мы с вами пообщаемся с выдающейся самарской велосемьей, про которую в сообществе «ВелоДети», где они состоят, говорят «Это наша самая отчаянная ВелоКоманда!» Узнаем, каково это – брать детей в покатушки, как научить ребенка ездить на велосипеде, справляться со сложными ситуациями, какие маршруты выбирать для покатушек с детьми, и многое другое.

Итак, у нас в гостях  Степанов Андрей (папа), Степанова Екатерина (мама), Степанов Платон (6 лет), Степанов Тихон (4 года).



Как давно вы занимаетесь велоспортом всей семьей?

Андрей: Около трех лет. Спорт ли это для нас — я до конца не уверен. Скорее это активный отдых. Пешая прогулка поднимает настроение, дает приятную физическую нагрузку, позволяет не спеша полюбоваться окрестностями и пообщаться с семьей. Автомобиль позволяет уехать дальше, увидеть больше. Велосипед же берет лучшее от них, к тому же позволяет добраться туда, куда и машина не проедет и пешком (особенно с детьми) дойти трудновато.

Как возникло такое увлечение? Кто стал инициатором и «заразил» любовью к велопрогулкам всю семью?

Андрей: Думаю что я. Одни из ярких воспоминаний о детстве: такой уже серьезный мальчишка, летишь на своем «Коньке-Горбунке» по двору, стараешься обогнать друзей, все ватагой мы сворачиваем в соседний двор, спешим к финишу, где ждут девчонки с медалями из листочков. Через несколько лет уже на огромном потертом «Салюте» уезжаешь потихоньку (чтобы родители не волновались) со двора в поисках приключений, чувство свободы, что ты можешь уехать хоть на край света. Конечно, мы все покупаем своим детям велосипеды, чтобы они тоже почувствовали, пережили эти ощущения, но зачастую не решаемся или не задумываемся, что сами можем их снова ощутить, теперь уже со своими детьми, разделить их радость. Мы не знали, увлекут ли нас велопрогулки, поэтому первыми велосипедами были простые городские, со складной конструкцией. Расчет был прост: покатаемся, если не зацепит, сложим и уберем подальше. Сказать что первым впечатлением, когда ты спустя 15 лет вновь садишься на велосипед был восторг — это ничего не сказать.



Чувство полета и свободы было волшебным. Но оказалось, что часто кататься вдвоем не получается – детей же дома одних не оставишь. Простым и логичным выходом оказалась покупка детских велокресел, простой, не модной конструкции. С тех пор дети почти всегда на велопрогулках с нами.

Катя: Я долго сомневалась. Уступила мужу. Но после первых поездок — ветер в ушах и нам снова 12 лет. И катиться рядышком в субботнее утро, пока дети у бабушки – это романтично! Освоились, стали брать с собой и детей. Купили им гудки и когда ехали, братья сигналили друг другу или пели песни на ходу. Восторг до визга! А потом – хороший аппетит и крепкий сон. Мне очень приятно, что муж увлек  нас общим делом. Ведь проще было оставить меня  дома варить суп и ждать возвращения мужиков.

В каком возрасте ваш ребенок впервые сел на велосипед и поехал? Какие возникли сложности с обучением катанию на велосипеде? Как долго проходил процесс обучения (или все получилось легко)?

Андрей: Если не брать в расчет трехколесные варианты, то

первые велосипеды (с поддерживающими колесиками) дети освоили в 4 с половиной и 3 года соответственно.

Базовые навыки «чтобы ехать — крути педали» после трехколесного велосипеда позволили сразу сесть и поехать. Почти сразу начался процесс обучения старшего сына двухколесной езде. Велосипед с 16” колесами был для него тяжеловат, поэтому поначалу ничего не получалось, сезон закончился. В начале этого сезона мы целенаправленно заранее сняли поддерживающие колеса, и он научился за 1 день (ему было 5 с половиной на тот момент). Радуясь его успехам, чуть позже и у младшего колесики были сняты, а более легкий велосипед (колеса 14”) помог в обучении, через три прогулки он уже хорошо держал равновесие. Разница в возрасте, конечно, сказалась, если старший почти сразу стал кататься далеко и с удовольствием, то младший пока освоил только дорогу до ближайшего парка и назад (5 км). Что же касается сложностей в процессе обучения, то оказалось, что старший сын никак  не мог научиться держать равновесие, пришлось разучивать теорию «подруливай в сторону, куда начинаешь падать», зато педали он мог крутить бесконечно, не уставая, младший же наоборот — педали крутить ленился, но равновесие держать его даже не пришлось учить — сразу сел и поехал.




Катя: Я могу объяснить, почему так. Старший сын ездил на трехколесном, а потом  с отцом на прицепе — не было необходимости держать равновесие, но крутить педали пришлось научиться. А младший почти сразу сел в седло на раме взрослого велосипеда и держался за руль в середине, но педали не крутил — чувство равновесия сразу как будто он сам едет на двухколесном. Часто наклонял корпус при поворотах и подруливал — явно чувствовал равновесие. Но как трудно было убедить его, что нужно крутить педали, чтобы ехать!

Как ребенок реагирует на совместные велопрогулки?

Андрей: Когда мы начали кататься с детьми, после первых нескольких поездок оказалось, что разговаривать с ребенком, сидящим позади тебя — неудобно, сложно следить за его реакцией на то, что он видит, обсуждать то, что его заинтересовало по дороге. Выходом стало движение по возможности рядом (папа-мама), так дети могли разговаривать друг с другом, позже были приобретены коротковолновые рации, что тоже существенно упростило процесс общения в движении. Конечно же, дети ждут поездок, я не помню ни одного раза, чтобы на предложение покататься, дети ответили бы отказом, даже сложные поездки, на уровне экстремальных для них, не отбивают охоту, наоборот, подогревая интерес. Позже, когда велокресла стали малы, и дети стали кататься на втором седле, на раме, перед родителем, оказалось, что эта самый удобный способ в плане общения, все, что происходит по дороге – обсуждается, именно такие поездки дети особенно любят. Последовавший за этим способом перевозки ребенка велоприцеп уже опять обладал недостатком велокресла в плане общения с ребенком, хотя и добавил им интереса в плане необычности и причастности к управлению-движению.

Катя: Мне нравилось петь песни по рации: едем с небольшой дистанцией, обе рации включены и мы поем песни из детских мультиков. Очень весело и прохожие охотнее расступались, пропуская нас. Мы боялись с маленькими детьми ездить по обочине дороги, и маршрут тогда был короткий – от Ипподрома до парка им. Гагарина. Эта «трасса» популярная у колясок, трехколесных велосипедов, собак на поводке, стаек подростков и т. д.

Какие-то цели, кроме совместного времяпровождения, оздоровления, вы преследуете, катаясь на велосипеде? Заметили ли в себе какие-то изменения с тех пор как начали кататься?

Андрей: Физические нагрузки на свежем воздухе полезны и нам, и детям, но все-таки именно о полезности для здоровья как-то не думаешь, радость от поездок сама по себе хороший стимул  собираться в путь вновь и вновь. Изменения в себе? Сложно сказать, как то по себе сложно оценить. Но вот старший сын стал существенно более выносливым, бабушка каждый раз ахает какие крепкие у внука ноги.

Катя: Изменения есть: дети понимают кто в семье капитан, что поездку нужно подготовить (снаряжение, распорядок дня, покушать хорошо, выспаться, навести порядок дома, самостоятельно одеться), что нужно слушать старших или быть беде, что мы команда. Ответственность, командный дух, уступчивость, взаимопомощь, послушание, возможность себя проявить и заслужить похвалу. Даже девиз придумали: папа, мама, брат и я — мы Степановых семья!



Вопрос для папы: основная ответственность за безопасность семьи во время покатушек, наличие исправного транспорта, ремонт поломок и т.п. лежит на вас. Как вы справляетесь с такой ответственностью? Проводите ли какой-либо инструктаж для детей и супруги? Что говорите и делаете в экстренных случаях?

Андрей: Наверное, мы безответственно подошли к вопросу поездок в самом начале, велокресла без защиты, отсутствие шлемов, часто без ремкомплекта в пути — казалось, что городской велосипед с его небольшой скоростью, в соседнем парке — не представляют особой опасности. Позже, когда велосипеды стали «горными» и показали свой норов, мы наверстали свои упущения — шлемы, перчатки (всегда), комплекты защиты (детям всегда, взрослым — зимой). Вопросы инструктажа сами собой решились, когда мы стали ездить в покатушки, организуемые клубом «ВелоСамара». Там нас и научили, как вести себя дороге, в колонне, каковы правила движения для велосипедистов. Конечно, были и падения и неудачи, но совместное преодоление трудностей только сближает и из поездок мы всегда возвращались довольными и дружными.

Катя: Согласна, «ВелоСамара»  – это люди, это дух приключений, это отношение к велосипеду, к попутчику.

Часто если встречаем на велосипеде семью, я не стесняюсь познакомиться и пригласить в «велодети», там подскажут и безопасный маршрут и поделятся опытом. Ремонт конечно на папе, но теорию я знаю. Сыновья с удовольствием качают шины и меняют покрышки на шипованные, ну, а вымыть и смазать велосипед — святая обязанность. В экстренных случаях: слушаемся папу (он капитан), не спорим, кто виноват (разбор ошибок дома), мы команда и своих не бросаем.

Какие выбираете маршруты для покатушек с детьми? От чего зависит выбор?

Андрей: Первые поездки с детьми в креслах ограничивались близлежащими парками, позже появились какие-то любимые маршруты, стараемся из раза в раз не повторяться. Выбор зачастую зависит от погоды. После дождя или в темное время суток в лес не поедешь, а в жаркий летний день — только он и спасение.

Этой зимой впервые катаюсь со старшим сыном, маршруты, конечно же, упростились, опять это парки, недалеко от дома.

Какие достопримечательные места вы посетили за время покатушек?

Платон: «Тысяча дней до Олимпийских Игр», Лысая гора, гонки по грязи за Волгой.

Тихон: Сначала мы подъехали к кораблю и на нем переплыли на другую сторону реки.

Андрей: Никогда до покатушек за Волгу не были в Рождествено, Торновом, Подгорах. Открыли для себя, какой большой и красивый на самом деле лесопарк Дубки, какая гора называется Лысой (до этого всегда считал Лысой горой — Тип-Тяв на Красной Глинке).



Бывали ли случаи, когда приходилось по каким-либо причинам нести на себе и велосипед, и детей? Расскажите, как это было.

Андрей: Был такой эпизод. На Adventure Cycle Race, за Волгой, близ Подгор, после старта гонки мы остановились помочь попутчикам с ремонтом велосипеда, а когда все уехали далеко вперед, вдруг вспомнили, что дорогу не знаем. ГПС-навигатор завел нас в такую глушь, что когда начался дождь и велосипеды ехать перестали, как раз и пришлось тащить велосипеды и детей по колено в грязи. У ГПС к тому моменту села батарейка, в какую сторону в стене дождя идти — непонятно. Через пару часов нас нашли организаторы гонки. Дети сейчас вспоминают этот эпизод с восторгом, слезы уже забыты.

Катя: Да, была проверка! Мы выдержали ее! Я очень рада этому приключению. Мы устали, промокли, заблудились, проголодались, но слушались папу и не перессорились и дети не хныкали. Приехали в лагерь, переоделись в палатке, специально поставленной для деток, нас накормили горячим куриным супчиком, потом было приключения (стрельба, байдарка, поиск сокровищ). Домой возвращались по солнышку. 60 км за плечами. Укладывая старшего сына спать, целовала ему пяточки. Я  горжусь ими! Ну как в городской жизни показать сыновьям пример?



Что находится в рюкзачках ваших юных велосипедистов? Как они экипированы?

Андрей: дети пока маленькие, рюкзаки им сильно не набиваем: бутылка с водой, дождевик, ну и то, что ребенок сам захочет взять с собой, тот же компас или нарисованную накануне карту. Экипировка включает в себя шлем, перчатки, наколенники и налокотники (не обязательны), зажим на брюки на правую ногу (чтобы штанина не попала в цепь).

Катя: В непогоду от рюкзака спине теплее, а если серьезно – приучаем, что рюкзак тяжелый и «нерезиновый», что нужно хорошо подумать, какие вещи могут пригодиться. Старшему купили рюкзак с запасом: летом на походы, теперь на подготовку в школу с ним ходит.

Поделитесь, пожалуйста, своими советами, возможно, какими-то секретами с начинающими велолюбителями, которые тоже хотят брать кататься ребенка. С чего начать и как продолжить.

Андрей: Самое главное – превратить каждую поездку в интересную для ребенка, чтобы он не был «хвостиком». Выдумать цель, продумать заранее детали. А лучше всего сразу примкнуть к веселой и дружной ВелоДетской компании «Велосамары», все подскажут, покажут, подстрахуют в поездке, да и ребенку будет интереснее.

Катя: Ориентироваться на ребенка, его распорядок дня и характер. Наш папа, когда один и темп и маршрут выбирает под себя, а если с семьей, то под  детей.



Спасибо вам за интересную беседу, за содержательные и искренние ответы! Можете что-либо пожелать читателям нашего сайта?

Катя: Дети растут! Совсем скоро они отучаться в школе, институте, женятся и уедут от нас. А пока мы молоды и полны сил и сыновья слушают отца, открыв рот от восхищения, мы будем откладывать суету жизни и проводить время вместе с детьми. Кто кроме нас научит их, как быть счастливыми?



Замечательная Самарская семья поделилась своим опытом и впечатлениями накопленными в семейных велопрогках и велопутешествиях с детками!!!

Интервью с сайта для родителей:
"Идеи для мам и малюток"




Категория: Мои статьи | Добавил: ВелоЛУКА (29.07.2013)
Просмотров: 695 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar