Никах - это мусульманский обряд бракосочетания. Никях – обряд бракосочетания в Исламе Как проходит никах дома

Одним из наиболее значимых для мусульман событий в жизни является никах- заключение брака согласно нормам мусульманского религиозного права. Широко известно, что в Исламе не поощряется отказ от супружества, избрание монашеского образа жизни. И в этом заключается великая мудрость Всевышнего Аллаха (Субхана уа Тагаля).

"Он - Тот, Кто сотворил вас из единой души и сделал из нее супругу, чтобы успокаиваться у нее..." (сура «Преграды»: 189)

Пророк Мухаммад (Мир ему и благословение от Всевышнего) на этот счет говорил: "Я среди вас самый праведный и богобоязненный, но я пощусь и прекращаю пост, я молюсь и сплю, и я женюсь на женщинах, и тот, кто отвернется от моей Сунны, не со мной".

Аллах (Субхана уа Тагаля) сотворил человека, мужчину и женщину так, чтобы они были постоянно необходимы друг другу, чтобы служили помощью друг для друга.

«Другое чудо, что Он из вас самих создал вам жён, чтобы вы жили с ними. Он установил между вами любовь и сочувствие. Во всём этом - знамение для людей мыслящих» (сура «Румы», 21).

При этом наш Всемилостивый Создатель оградил нас от бед и прегрешений, оставив наставление создавать семьи, свидетельствуя перед Всевышним и людьми об избрании определенной женщины в качестве жены или определенного мужчины в качестве мужа. Так пророк Адам (мир ему) не касался Хавы, пока между ними не был заключен брак.

Для заключения брака необходимо соблюсти определенные условия. Таковыми являются:

  1. Обоюдное согласие вступающих в брак.

«О вы, которые уверовали! Не разрешается вам брать наследство у жен против их воли» (Сура «Женщины», аят 19).

Частым заблуждением является то, что Ислам дает возможность отцу девушки без ее воли выдавать дочь замуж. Это не имеет никакого отношения к истине. Никто не может принудить женщину выйти замуж, даже родной отец. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) наставил верующих в этом вопросе: «Согласия девственницы спрашивает ее отец». При этом совершеннолетняя дееспособная девушка сама в праве, без разрешения опекуна, давать согласие на брак, однако если опекун посчитает брак неравным, он может его аннулировать. Женщина может дать согласие, назначив доверенное лицо (векиль), которое передаст ее ответ. Опекуном девушки обычно выступает ее отец, если нет отца, наиболее близкий родственник по линии отца. При условии, что девушка сирота, у нее нет родственников мужчин по линии отца, опекуном может быть мать.

Иногда заключаются предварительные браки, суть которого в будущем брачном союзе, до совершеннолетия никто не может прикасаться к девушке. Право на заключение подобного брака имеет лишь отец девушки, но когда она достигает совершеннолетия, то имеет право аннулировать брак.

  1. На бракосочетании должны присутствовать свидетели, совершеннолетние и дееспособные, т.к. о никахе должно стать известно окружающим. Ибн ‘Аббас передает следующие слова пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха): «Распутницами являются те [женщины], которые выдают себя замуж, не объявляя об этом [т. е. без согласия опекуна и без участия свидетелей]». Согласно ханафитскому мазхабу, свидетелями могут быть двое мужчин, или же мужчина и две женщины.

Имам Абу Ханифа (да будет доволен им Аллах) называл желательным присутствие на никахе опекуна девушки, однако это не является обязательным условием, его может заменить доверенное лицо. В ситуации, когда опекун (отец) какое-то время отсутствует, например, находится в поездке, в его качестве может выступить брат невесты.

Также существуют обстоятельства, которые служат преградой для никаха. Их можно условно разделить на постоянные и временные. К первым относится кровное родство или молочное родство, при котором у мужчины и женщины в детстве была одна кормилица. К числу временных преград относятся следующие обстоятельства:

Если невеста является сестрой настоящей жены мужчины, собирающегося вступить в брак;

Если женщина уже является супругой другого мужчины;

Если женщина недавно получила развод, но еще не прошло 3 месяца- период «идда»;

Если женщина является вдовой, и еще не прошел срок траура по умершему мужу- 4 месяца и десять дней;

Если разведенная женщина или вдова беременна, то нужно ждать рождения ребенка.

В Священном Коране дано широкое и ясное разъяснение относительно этого вопроса:

Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, ведь если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах - Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение (приданое). На вас не будет греха, если вы придете к обоюдному согласию после того, как определите обязательное вознаграждение (приданое). Воистину, Аллах - Знающий, Мудрый. (сура «Женщины»:22-24)

Очень важно помнить, что брак, заключенный на определенный срок, является недействительным, а люди, заключившие такой брак и имеющие супружескую близость, совершают зина- прелюбодеяние. От ‘Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) передают такие слова: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил временные браки и употребление в пищу мяса домашнего осла во время похода на Хайбар».

Для заключения никаха кроме прочего существует еще одно важное условие- это махр или калым, как иногда называют махр. Махр- это подарок жениха невесте в виде драгоценностей, денег или другого движимого и недвижимого имущества. Обычно размер махра оговаривается заранее, иначе жених определяет его сам.

«Давайте им вознаграждение (приданое)» (сура «ан-Ниса», аят 25)

При этом есть установленный Шариатом минимальный размер махра- 1 дирхем, равный стоимости 33,6 гр. серебра или стоимости 4,8 грамма золота. Таким образом, жених не имеет права давать махр меньший установленного минимума. Хотим особо отметить, что махр- это имущество, которое будет принадлежать невесте, не ее родителям, не родственникам, но только невесте.

Итак, если все условия соблюдены, то в заранее назначенный день проводится собственно сам никах. Согласно Сунне нашего Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Всевышнего Аллаха), во время никаха мужчины и женщины находятся раздельно. Человек, который проводит никах, предварительно записывает имена жениха и невесты, имена их отцов и свидетелей. Проводит никах мужчина, представитель невесты, хорошо осведомленный в вопросах Шариата. Представители жениха и невесты (мужчины) уточняют между собой предварительные соглашения о размере Махра. Мусульманин, проводящий никах, произносит:

«Альхамдули-ль-Лахи-ль-лази завваджаль арваха би-ль-ашбахи ва ахале-н-никяахи ва харрама-с-сифаха. Ва-с-саляту ва-с-саляму аляа расулина Мухаммадини-ль-лази баййина-ль-харама ва-ль-мубах. Ва аляа алихи ва асхабихи-ль-лазина хум ахлу-с-саляхи ва-ль-фалях. Аузу билляхи мина-ш-шайтани р-раджим. Би-сми л-Лахи р-Рахмани р-Рахим! Ва анкиху-ль-аййама минкум ва-с-салихина мин ибадикум ва имаъикум ин йакуну фукарайа йугьнихиму-л-лаху мин фадлихи. Ва-л-Лаху васиун алим. Садака-л-Лаху-ль Азиим. Каля расулю-л-Лаху салля-л-Лаху Тааля алайхи ва саллям. Ан-никаху суннати фамар-рагьиба ас-суннати фаляйка минни. Садака расулю-л-Лаху ».

Перевод:

- Хвала Аллаху, соединившему воедино тела и души. Разрешил Он бракосочетание и запретил прелюбодеяние. Мир и благословение Аллаха Посланнику Мухаммаду, разъяснившего нам запретное и доступное. Мир и благословение семье Пророка и его сподвижникам, достойным благословения и спасения. Ищу защиты у Всевышнего Аллаха от изгнанного сатаны с Именем Аллаха Милостивого и Милосердного. "И выдавайте в брак безбрачных среди вас и праведных рабов и рабынь ваших. Если они бедны, - обогатит их Аллах Своей щедростью. Аллах объемлющ, знающ!"- (24:32). И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщает: “Никах - моя Сунна. Отдалившийся от моей Сунны, - не от меня ”. Или в сокращённой форме:

"Би-сми л-Лахи ва-ль-хамду-лиль-Лахи, ва-с-саляту аляа Расули-л-Лахи ".

После чего он обращается к жениху или его представителям. Примерный текст обращения: «По предписанию Аллаха, по Сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха), по иджтихаду Имама Абу Ханифа, при свидетельстве присутствующих, при наличии предварительного Махра в сумме … рублей и последующего Махра в сумме … рублей", отдаю тебе в жёны дочь …». Жених должен ответить, что он согласен на этот никах и согласен с указанной суммой махра. Затем проводящий никах человек читает дуа: "Аллахуммадж-ал хаза-ль-акда маймунан мубаракан вадж-ал байнахума ульфатан ва махаббатан ва карара, ва ля тадж-аль байнахума нафратан ва фитнатан ва фирара. Аллахумма аллиф байнахума кама алляфта байна Адама ва Хавва ва кама алляфта байна Мухаммадин ва Хадиджату-ль-кубра ва кама алляфта байна Алиййин ва Фатимата-з-Зехра. Аллахумма а-ти лехума авлядан салихан ва рызкан васиан ва умран тавилян. Раббана хеб ляна мин азваджина ва зурриятина куррата а-йунин ва-дж-ална ли-ль-муттакыйна имама. Раббана атина фиддунья хасаната-в-ва филь ахирати хасаната-в-ва кына азабан нар ".

Перевод:

- Мой Аллах, сделай этот брак счастливым и благословенным. Пожалуйста, упрочь их брак и дай им продолжительную любовь. Отдали их от раздоров и сплетен. Укрепи мой Аллах этот брак также, как Ты укрепил брак между Адамом и Евой, между Пророком Мухаммадом и Хадиджой, мир им и благословение Аллаха, между Али и Фатимой, да будет доволен ими Аллах. Мой Аллах, дай им благочестивых детей, большого достатка и продолжительной жизни. Господи, ниспошли на нас свою благость в этом мире и мире загробном, и спаси нас от мучений.

Затем читаются 3 последних аята Суры «Ас-Саффат». Желательно во время никаха читать брачную проповедь, что может очень помочь новобрачным еще глубже осознать значение своего союза. Желательным является устроение свадебных угощений и приглашение гостей. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) о том, что ‘Абдуррахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение, зарезав хотя бы одного барана». Гостям в свою очередь очень желательно принять приглашение. Об этом говорится в Сунне: «Если кто-то из вас был приглашен на свадебное торжество и не ответил своим появлением на свадьбе, тот непокорен Господу и посланнику Его». Исключение можно сделать в том случае, если гость точно знает, что на свадьбе будет что-то запрещенное, например, алкоголь.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Тот, кто женился, обрел половину веры, пусть же он убоится Аллаха в том, что касается второй (ее) половины». Создавайте семьи, это оградит вас от греха и укрепит вашу веру!

Отдел пропаганды и информации ДУМ РТ

Каждый народ, каждое племя имеет свои неповторимые таинства и обряды. Одно из самых необычных, ярких и запоминающихся действ - это, конечно же, свадьба. В мире ислама этот обряд называется "никах". У мусульман никах - это тоже самое, что и венчание в христианском мире. Переводится красивое название как "бракосочетание". Никах - это один из самых главных моментов в жизни мусульманина, поскольку в процессе совершения обряда две чужие друг другу души становятся словно единым целым - женой и мужем.

Правила проведения никаха

Если иные религиозные обряды не требуют особо тщательной предварительной подготовки и осведомлённости участников, то никах - это случай особый. Каждый должен максимально внимательно и ответственно подойти к своей роли. Ведь если что-то пойдёт в несоответствии с обязательными к исполнению правилами, бракосочетание будет считаться недействительным.

Итак, каковы же правила проведения обряда?

1. Непременно должны присутствовать попечитель со стороны невесты (чаще всего - её отец) и минимум двое свидетелей.

2. Никах - это свадьба особенная. Брачующиеся должны иметь разрешение на проведение обряда.

3. Во время обряда в прошедшем времени попечитель произносит слова предложения, а жених - ответ, подтверждающий, что он берёт девушку в жёны. Тон произнесённой фразы, будь он весёлым и шутливым, серьёзным или с оттенком гнева, значения не имеет.

4. Мужчина-мусульманин может взять в жёны девушку любой другой религии, однако же мусульманка имеет право соединить свою судьбу только с представителем своей веры.

5. Не имеет значения язык, на котором проводится обряд. Важно одно - чтобы и свидетели, и другие участники понимали смысл того, что говорится в процессе.

6. Любые телесные контакты, будь то поцелуи или объятия, до завершения процессии категорически запрещаются, поскольку до заключения брака жених и невеста всё ещё считаются чужими друг другу людьми.

7. Прежде чем начнётся церемония, жених должен уплатить семье невесты калым. Размер его устанавливается невестой и её родственниками.

Это не просто торжественный ритуал. Мусульмане крайне ответственно относятся к религиозным действам. Пророк Аллах завещал юношам, имея возможность жениться, сделать это. Не имея же её, следует поститься.

"Возможность" представляет собой здоровье (и физическое, и психическое), моральную готовность к браку, достаточную материальную обеспеченность мужчины, а также его религиозную грамотность. Выполнение этих условий является обязательным для счастливой и гармоничной жизни в браке.

Лучшая жена для мусульманина

Что же касается выбора суженой, необходимо присматриваться к тому, чтобы девушка была здорова, состоятельна, обладала высокими морально-нравственными ориентирами. Но важнейшим показателем "качества" будущей жены мусульмане считают её грамотность в вопросах веры и, конечно, благочестие.

По каким принципам не стоит выбирать себе жену

Пророк также завещал избегать женитьбы на девушке только по причине её внешней привлекательности, поскольку это может привести к погибели её души. Если жениться на богатой, со временем она может стать совершенно непокорной. Брать в жёны лучше верующую, религиозную девушку.

С какими целями выбирают будущую жену

Никах - это помолвка двух людей с целью жить в счастье и родить на свет потомков. Таким образом, женитьба на девушке имеет несколько целей:

  • суженая должна принести в дом умиротворение и счастье;
  • жена должна суметь вырастить детей, научив их морали, религии, богобоязненности и нравственности.

Жених и невеста должны быть максимально удалены друг от друга по родству. Девушка выбирается из религиозного смиренного рода. Она обязана быть красивой и иметь возможность зачать и выносить детей.

Желательные для проведения обряда условия

Что же касается самой процедуры бракосочетания, участники её должны знать, как она проводится, что им делать в процессе.

1. Ведущий церемонии должен прочесть проповедь. Теоретически прочесть слова может и сам жених. Однако мусульманские правила требуют, чтобы изрёк их человек с соответствующим образованием. Сперва восхваляют Аллаха и читают свидетельство веры в него. После просят благословения и призывают быть богобоязненными.

3. Никах - это церемония, в процессе которой упоминание подарка для молодых не только разрешено, но даже обязательно. Невеста может получить свой презент от будущего мужа сразу, не откладывая этот момент. Размер его может быть указан в свидетельстве о регистрации брака.

4. Приглашение гостей на такое событие, как никах, это обязательное условие обряда. Пророк утверждал, что если приглашённый на торжество человек не изволил явиться, это свидетельствует о его непокорности Аллаху.

5. Жених должен прочесть особенную молитву, прося Аллаха о благе своей невесты и защите её от зла.

Никах - это не просто обряд. Это удивительное, красивое и наполненное глубочайшим религиозным смыслом событие в жизни двух влюблённых.

  • Бракосочетание (никях)
  • Значение брака в Исламе;
  • Выбор супруга;
  • Помолвка (хитба );
  • Бракосочетание (никях );
  • Препятствия для бракосочетания;
  • Свадебный подарок невесте (махр );
  • Порядок совершения бракосочетания (никях );
  • Развод (талак );
  • Виды развода;
  • Некоторые изречение пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке.

БРАКОСОЧЕТАНИЕ (НИКЯХ)

Значение брака в Исламе

Ислам придает большое значение браку. В Священном Коране сказано:

وَمِنْ ءَايَاتِهِ اَنْ خَلَقَ لَكُمْ مِنْ أَنْفُسِكُمْ أَزْوَاجًا لِتَسْكُنُوا إِلَيْهَا وَجَعَلَ بَيْنَكُمْ مَوَدَّةً وَرَحْمَةً إِنَّ فيِ ذَالِكَ لآَيَاتٍ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ

«И из знамений Аллаха – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили успокоение в них, установил между вами взаимную любовь и сострадание. Воистину, во всем этом – ясные знамения для людей, которые размышляют». («Ар-Рум», 30/21)

وَاَنْكِحُوااْلأَيَامَى مِنْكُمْ وَالصَّالِحِينَ مِنْ عِبَادِكُمْ وَإِمَآئِكُمْ إِنْ يَكُونُوا فُقَرَآءَ يُغْنِهِمُ اللهُ مِنْ فَضْلِهِ وَاللهُ وَاسِعٌ عَلِيمٌ

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых к браку. Если у них не будет достаточного количества материальных возможностей, средств в нужный момент , Господь обогатит их из Своей Милости. Творец бесконечно Широк и абсолютно все знает » . («Ан-Нур», 24:32)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, советовал верующим жениться, говоря:

«О молодежь! Пусть обзаведется семьей тот из вас, кто в состоянии жениться» . (Аль-Бухари, «Никах»,1; Муслим, «Никях», 1).

Таким образом, Всевышний Аллах создал мужчину и женщину друг для друга, проявляя Щедрость к Своим рабам. Ислам призывает своих последователей создавать крепкие семьи и запрещает давать обет безбрачия.

Создание семьи возможно только через заключение брака – никях . Брак имеет большое значение для сохранения нравственности в обществе.

Выбор супруга

Для того, чтобы семья была крепкой, а брак – долгим, надо внимательно отнестись к выбору супруга. При решении этого вопроса самое больше внимание следует обратить на религиозность и нравственность будущего супруга.

Качества, наличие которых в будущей супруге желательно:

1. Религиозность.

« Супругу выбирают по 4 качествам: за ее богатство, ее положение в обществе, за красоту и за богобоязненность, так выбирайте же богобоязненную, (иначе) окажетесь в затруднительном положении» . (Аль-Бухари, «Никях», 15; Муслим, «Рада», 53)

«Более всего праведному верующему, состоящему на службе Алла ху , приносит счастье и добро его благочестивая, богобоязненная супруга. Такая женщина повинуется ему, при взгляде на неё он ощущает чувство радости. Она помогает ему не нарушать данное им слово клятвы. В случае отсутствия его дома, она бережёт, как свою собственную честь, так и честь, и имущество своего супруга» . (Ибн Маджа, «Никях», 5/1857)

«Мир полон полезных благ и милостей. Самое большее же из них – это благовестная и набожная жена» . (Муслим, Рада, 64; Насаи, «Никях», 15; Ибн Маджа, «Никях», 5)

2. Способность рожать детей.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Женитесь на женщине, которая может любить и которая может рожать, потому что в Судный День я буду гордиться численностью моей общины (умма) перед общинами других пророков». (Ахмад)

3. Девственность.

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, сказал: « Выбирайте для женитьбы девственницу». (Ибн Маджа, Байхаки)

4. Религиозность семьи, в которой воспитывалась избранница.

Следует обращать внимание на род невесты, так как будущий ребенок может быть похожим на кого-нибудь из ее рода. Чтобы родившийся ребенок был нравственным, воспитанным и благочестивым, важно, чтобы он родился в хорошей семье. Ведь здоровые корни дают здоровые и красивые побеги.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Будьте далеко от «хадра’и диман ». Сподвижники спросили: «Что такое «хадра’и диман» , о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Женщина, выросшая в грехе». (Дайлами)

5. Красота.

6. Желательно выбирать супругу не из близких родственников.

Мужчине, достигшему совершеннолетия, запрещается смотреть на ‘аурат чужой женщины.

Если мужчина хочет жениться, то ему разрешается смотреть на лицо, кисти рук и на стопы невесты.

Помолвка (хитба).

Помолвка – это объявление о желании жениться на определенной женщине ей или ее семье. Это может сделать сам мужчина или доверенные люди. Если ответ девушки и ее семьи будет положительным, то считается, что между ними состоялась помолвка (хитба ).

Помолвка (х итба ) является подготовкой к свадьбе и дает возможность ближе познакомиться жениху и невесте, а также их семьям.

Помолвка (х итба ) – это не бракосочетание, поэтому совершив ее, жених с невестой являются все еще чужими друг другу и не могут уединяться.

Нарушение помолвки (хитб а ).

Помолвка (х итба ) не является браком, поэтому любая сторона может расторгнуть это соглашение, однако не следует делать этого без причины.

Если она или он дали друг другу подарки, после разрыва помолвки обе стороны имеют право взять их обратно.

Бракосочетание (никях)

Бракосочетание (н икях ) защищает честь и достоинство женщины, это – крепость чести и целомудрия мужчины и женщины. Оно поднимает дух человека на высоту. Отношения вне брака противоречат природе человека и его предназначению. Совместное жительство без брака (никях ) запрещается религией и расценивается как опасный и большой грех. Прелюбодеяние (зина ) категорически запрещено. Оно расценивается как преступление против нравственности, чистоты и красоты семейной жизни, способное уничтожить род человека. С бракосочетанием (никях ) между двумя людьми воцаряется мир счастья и умиротворения.

Исламский ученый Мухуддин Араби,призывая молодых к совершению никяха, говорил о достоинстве тех, кто помогает им в этом: « Помочь двум людям создать счастливую семью – это «садака-джария » . Все хорошее, что совершат члены этой семьи, будет записано ему как благодеяние» .

Всевышний Аллах призывает, чтобы его рабы жили счастливо, целомудренно и чисто. Семья предоставляет человеку эту возможность; но супружество, основанное на незнании, выгоде, на желаниях тела, не может принести людям счастья. В этом случае супруги не смогут по достоинству воспользоваться этим важным институтом для развития своей духовности.

Семья, созданная по Законам Всевышнего с намерением получить Его довольство, – отражение Рая на земле. Семейная жизнь Адама и благочестивой Хаввы, начатая в Раю по Воле Всевышнего Аллаха, основывалась на занонах Всевышнего. И нам, чтобы наши семьи были наполнены покоем Рая, светом счастливого весеннего неба, нужно стараться создать такую духовную атмосферу в доме, какая была у наших прародителей: жить в любви к Аллаху и в богобоязненности. Семьи, построенные на этой благородной основе, упоминаются в Священном Коране: семья пророка Ибрахима, семья пророка Мусы с дочерью пророка Шуайба, мир им.

Сказано в Священном Коране:

فَانْكِحُوا مَاطَابَ لَكُمْ مِنَ النِّسَاءِ مَثْنَى وَ ثُلاَثَ وَ رُبَاعَ فَاِنْ خِفْتُمْ اَلاَّ تَعْدِلُوا فَوَاحِدَةً اَوْ مَا مَلَكَتْ اِيمَانُكُمْ ذَلِكَ اَدْنى اَلاَّ تَعُولُوا

«Женитесь на тех женщинах, что приятны вам (которые вам по душе), двух, трех или четырех. А если боитесь вы, что не будете одинаково справедливы, то – на одной или на тех, которыми овладели ваши десницы. Это – ближайший путь, чтобы не уклониться от справедливости» . («Ниса», 4/3)

Никях – это акт бракосочетания по Исламу, после совершения которого мужчина и женщина становятся мужем и женой, и между ними разрешается близость.

Обязательные действия (рукн ) никяха :

1) акт соглашения (иджаб ва кабуль – предложение и принятие);

2) присутствие сторон (жених и невеста или их попечители);

Обязательные условия вступления никяха в силу:

1) обоюдное согласие сторон;

2) совершение акта соглашения в одном и том же месте и времени;

3) слышание и понимание акта-соглашения сторонами;

4) отсутствие отказа предлагающего от предложения до принятия соглашения;

5) стороны или попечители должны быть совершеннолетними, разумными мусульманами (мукалляф );

6) отсутствие препятствий для брака.

Согласно ханафитскому мазхабу, при отсутствии одного из данных пунктов никях считается неправильным, и сторонам необходимо разойтись.

Условием для полноценности никяха является наличие свидетелей. По ханафитскому мазхабу свидетелями могут быть два мужчины или один мужчина и две женщины.

Препятствия для бракосочетания

1. Нельзя жениться на близких кровных родственницах – мать, бабушка со стороны отца или матери, мать бабушки и выше, дочери и внучки, родные сестры и ее дочери и внучки, дочери и внучки родного брата, дочери и внучки сыновей родного брата или родной сестры, тети, родные по отцу и по матери, или родные только по отцу.

2. Нельзя жениться на родственницах по бракосочетанию: тёща и ее мать, мать невестки (жены сына), приемные дочери и дочери приемных сыновей, сноха, ее дочери и внучки; мачеха и ее мать и бабушки.

3. Нельзя вступать в брак молочным родственникам.

4. Нельзя иметь более 4-х жён одновременно.

5. Нельзя быть женатым одновременно на двух родных сестрах или на женщине и ее родной тете.

6. Мусульманин не может жениться на язычнице, атеистке или вероотступнице. Мусульманка может выйти замуж только за мусульманина.

7. Бывшему мужу нельзя повторно жениться на женщине, которой он дал полный (троекратный) развод.

Свадебный подарок невесте (махр)

Передача (или обещание передать в будущем) женихом невесте денег, вещей или чего-либо иного является необходимым (ваджиб ) действием бракосочетания.

Махр делится на два вида:

1 Подарок, который дается сразу;

2) Подарок, который выдается при разводе или после смерти мужа.

Порядок совершения бракосочетани (никях)

Перед заключением брака желательно (сунн а ), собрав присутствующих, прочитать брачную проповедь (хутб а ан-никях ).

Тот, кто заключает брак, оглашает имена невесты, жениха, их отцов, свидетелей, попечителей (если есть) и свадебный подарок (махр ) и его количество.

После этого обращается к невесте: « Именем Аллаха, следуя сунне его Посланника (Бисмиллях ва ‘аля суннати Расулилля хи ), такая-то дочь такого-то приняла ли ты в мужья такого-то сына такого-то, приняв такой-то свадебный подарок (махр )».

Невеста должна ответить: «Да . Приняла », повторив это трижды.

После этого тоже самое спрашивается у жениха, и он отвечает так же, как и невеста. Затем за молодых читается мольба-ду‘а .

Форма вопроса и ответа (иджаб ва кабуль ) может отличаться, главное, чтобы жених, невеста и свидетели понимали данные вопросы и отвечали в прошедшем времени (например, приняла в мужья, вышла замуж, стала женой и т.д.).

РАЗВОД (талак)

Развод в Исламе разрешен, но не поощряется. В Священном Коране говорится:

لاَ جُنَاحَ عَلَيْكُمْ إِنْ طَلَّقْتُمُ النِّسَاءَ

«Нет греха на вас, если вы разведетесь с женами» . («Аль-Бакара», 2/236)

Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, говорил:

«Развод – самое ненавистное перед Аллахом из дозволенного». (Абу Дауд, «Талак», 3; Ибн Маджа, «Талак», 1)

Развод в Исламе может совершаться без участия имама и религиозного судьи (кади ), но в некоторых особых ситуациях их вмешательство необходимо.

Мужчина имеет больше прав на развод, чем женщина. Однако разрешается передача права на развод женщине во время бракосочетания (никях ) или после него, и в этом случае мужчины и женщины имеют равные права на развод.

Окончательный развод имеет три стадии. После первых двух стадий развода брак может быть восстановлен в период ‘идд а без нового обряда бракосочетания (никях ). После третьей стадии развод считается окончательным.

Виды развода

1) «Риджи » – это развод, который дает право восстановить брак в период ‘идд а без нового бракосочетания (никях ) и без каких-либо условий. Это разрешается после первой и второй стадий развода, а после третьего – запрещается.

2) «Баин » – развод, который прерывает брак, и без нового обряда бракосочетания (никях ) бывшие супруги не могут вернуться друг к другу. Этот вид развода действует для первой и второй стадии развода в случае истечения срокаидд а ;

3) Окончательный развод – этот развод можно дать в результате трех отдельных разводов или сразу, трижды повторив слова «Ты разведена » или сказав «Ты разведена трижды» .

Восстановить брак после окончательного развода можно, только если после истечения срока идд а после троекратного развода бывшая жена вышла замуж за другого мужчину, имела с ним близость, после чего этот брак был расторгнут (по причине развода или смерти мужа), и завершился новый срок идд а. При соблюдении данного условия между бывшими супругами совершается новый обряд бракосочетания (никях ) и восстанавливается право троекратного развода.

Мусульманские учёные называют следующие возможные причины развода:

1) ненависть друг к другу;

2) безнравственность одного из супругов;

3) отказ или неспособность мужчины обеспечивать семью;

4) тяжелая болезнь или сумасшествие одного из супругов;

5) чрезмерное совершение грехов одним из супругов;

6) расточительность, скупость, прожорливость, приводящие к ухудшению положения семьи одного из супругов;

7) бесплодие одного из супругов;

6) непонимание друг друга;

7) плохое отношение мужа к жене и жены к мужу;

8) недостатки одного из супругов, препятствующие семейной жизни;

9) возникновение препятствий для брака; например: выяснится, что невеста – молочная сестра;

10) измена (прелюбодеяние) одного из супругов. (В случае измены брак не расторгается автоматически).

Некоторые изречения Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, о браке:

«Будьте богобоязненными во взаимоотношениях с женщинами, ибо вы взяли их как доверенное Аллахом (аманат)» . (Абу Дауд, «Манасик», 56; Ибн Маджа, «Манасик», 84)

«Пусть верующий не гневается на свою верующую супругу, ибо, если ему не нравится какая-либо черта ее характера, понравится другая ее черта» . (Муслим, «Рада», 61; Ахмад бин Ханбаль, «Муснад», II, 329)

Вам понадобится

  • Свидетели: двое мужчин или один мужчина и две женщины. Тюбетейки для всех присутствующих мужчин (если у них вдруг не окажется своих тюбетеек), платки для женщин.Разменные деньги - "для садака".

Инструкция

Никах – это обряд бракосочетания, который можно сопоставить с принятым у венчанием. Традиционно никах проводится родственниками в доме невесты, силами её родственников. Хотя сейчас наблюдается тенденция проводить никах в мечети, но всё-таки в большинстве случаев муллу или имама приглашают домой.

Когда вы будете выбирать дату проведения обряда, учитывайте то, что никах не читается во время мусульманского поста – «уразы».

Имейте в виду, что во время чтения молитвы на никахе жениху с невестой нужно будет также произнести специальную молитву. И если вы не знаете слов молитвы, нужно спросить их у муллы в тот день, когда будете договариваться с ним о дате проведения никаха. Заранее выучите их.

Для участия в обряде никаха, пригласите свидетелей (тоже мусульман); двое мужчин или один мужчина и две женщины. Из гостей, в основном, пусть присутствуют только самые близкие родственники.

Во время проведения обряда все должны быть одеты подобающим образом. Мужчины покрывают головы тюбетейкой. Женщины в платках и платьях, закрывающей ноги до икр и руки до запястий. В идеале должна быть одета в хиджаб.

На праздничном столе недопустимы спиртные напитки. Есть определённый набор традиционных блюд, которые необходимо поставить на стол при совершении никаха. Это суп с домашней лапшой, который подается в качестве первого блюда. На второе – отварное мясо с картошкой и заправкой из поджаренного лука и моркови. А также бэлиш, - так пирог с начинкой из мяса и картошки. Татарская кухня славится своими блюдами из теста, и поэтому, на праздничном столе по поводу никаха обязательно должна присутствовать разнообразная выпечка. Это губадия - пирог с рисом, изюмом, курагой и выпаренным сладким творогом. Так же поставьте на стол атрибуты праздничного свадебного стола – чак-чак, треугольники (пирожки с картошкой и мясом) и мёд.

Со стороны жениха должен быть гостинец в виде двух запеченных фаршированных гусей, одного из которых во время трапезы разделывает отец жениха, а второго – родственники жениха по обычаю уносят с собой. Пара гусей собой только что образовавшуюся семейную пару.

За столом всех гостей необходимо рассадить в особом порядке, мулла – во главе стола. Читается приветственная молитва. Перед чтением основной молитвы мулла расспрашивает жениха с невестой, свидетелей и родственников о наличии или отсутствии обстоятельств, которые могут воспрепятствовать бракосочетанию. Затем, по традиции, он объясняет невесте и жениху, что такое никах, какие обязательства он накладывает на сочетающихся этим обрядом. Далее следует основная молитва. В процессе молитвы мулла спрашивает у жениха с невестой их обоюдное согласие, которое они должны подтвердить трехкратным повторением молитвы.

Затем мулла спрашивает у жениха так называемый «махр», попросту говоря подарок невесте. Традиционно в качестве махра выступает какое-либо золотое украшение, поэтому подготовьтесь к этому, приобретите его загодя.

Перед окончанием молитвы все присутствующие должны встать и преподнести друг другу «садака». Так в исламской традиции называется пожертвование в честь Всевышнего. Обычно это деньги от 10 до 100 рублей. Передавайте деньги сложенными вчетверо, прикрывая их ладонью.

После завершения молитвы мулла дает напутствие молодоженам и рассказывает, как они должны вести себя в браке. Далее следуют поздравления и пожелания от гостей.

Когда торжественная церемония подойдет к концу, можно переходить к праздничной трапезе.

Мусульманский обряд бракосочетания (никях) состоит из нескольких частей.

1. Брачная проповедь.

Брачная проповедь читается имамом мечети (или муфтием, кадием), который ведет церемонию бракосочетания. Хотя проповедь может быть прочитана и самим женихом, целесообразно, исходя из сложившихся условий России и вообще современного мира, чтобы проповедь, как и саму церемонию бракосочетания, провел человек, имеющий религиозное образование.

Отсутствие брачной проповеди не влияет на правильность канонического оформления брака, однако несколько нарушает его полноту и завершенность .

Начинается проповедь с восхваления Господа, произнесения шахады (свидетельства веры в Единого Бога и пророческую миссию посланника Его Мухаммада), салавата (прошения благословения для пророка Мухаммада) и чтения аята, призывающего к богобоязненности.

Примерная последовательность брачной проповеди:

Вступительное слово: «Аль-хамду лил-ляяхи нахмэдуху ва наста‘инухь, ва на‘уузу бил-ляяхи мин шуруури анфусина ва сайиаати а‘маалина. Ман яхдихил-ляху фаляя мудылля ляхь, ва ман юдлиль фаляя хаадия ляхь. Ва ашхэду алля иляхэ илля ллаху ва анна мухаммадэн ‘абдуху ва расуулюхь».

Всевышний Творец в заключительном Писании обращается к нам:

«О люди, бойтесь Господа вашего, Который сотворил вас из одной души [из одного начала] и из нее ей пару [человеческий род пошел, по воле Всевышнего, начиная с сотворения Адама и Евы]. И от них (Адама и Евы) рассеял Он [по земле] много мужчин и женщин» (см. ).

«Выдавайте замуж незамужних женщин и жените неженатых мужчин, готовых [морально, духовно, психологически, физически и материально] к браку» (см. ).

С известной долей уверенности можно сказать, что именно от религиозной грамотности и обязательности мужа и жены в определенной мере будет зависеть полноценность семейной жизни, включая достойное воспитание детей в духе исламской традиции. И именно при создании такой полноценной семьи удастся избежать различных недопониманий и раздоров .

Посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил:

- «Кому Аллах (Бог, Господь) даст возможность найти благочестивую спутницу жизни [воспитанную и благонравную], тому поможет в половине его религиозности [на 50% облегчит человеку жизнь, в том числе и в духовной, религиозной ее составляющей]. Но пусть он страшится Бога во второй половине [обстоятельств и ситуаций, где семья не может помочь, где мужчина обязан будет проявить силу воли, стойкость характера, верность жене, набожность]» ;

Завершая проповедь, необходимо обобщить сказанное, сделав акцент на необходимости проявления чувства богобоязненности, верности друг другу, взаимоуважения и соблюдения религиозной практики в семье.

2. Ду‘а (молитва) о единстве и будущем всестороннем благополучии семьи.

Абу Хурайра передает: «Когда пророк Мухаммад поздравлял новобрачных, он говорил: «Бааракял-лааху лякь, ва бааракял-лааху ‘аляйкь, ва джама‘а байнакумаа фии хайр».

Перевод:

«Пусть Аллах (Бог, Господь) ниспошлет вам во всем Божью благодать (даст вам Свое благословение) и объединит вас в благом» .

«Аллаахумма, идж‘аль хаазэн-никяяхэ маймуунан мубааракя. Ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ ээдэмэ ва хавва, ва аллиф байнэхумаа кямаа алляфтэ бэйнэ мухаммадин ва хадиджатэль-кубра. Аллаахумма, хаб ляхум авляядан саалихийн, ва ризкан вааси‘ан ва ‘умран тавыйля. Аллаахумма, баарикь фийхим ва баарикь ‘аляйхим ва баарикь фи кулли тасарруфаатихим ва а‘маалихим ва амваалихим, энтэ ‘аляя кулли шайин кадийр».

Перевод:

«О Всевышний! Сделай этот брак счастливым и благословенным. Объедини сердца их, как объединил сердца Адама и Евы, пророка Мухаммада и супруги его Хадиджи. Господи, даруй им благочестивых, благонравных детей, изобилие благ и продолжительную жизнь. О Господи! Ниспошли им во всем Божественную благодать. Дай благословение Свое в их делах, богатствах. Ведь Ты в состоянии сделать все, что пожелаешь!»

3. Проведение бракосочетания в пятницу до захода солнца.

Церемонию бракосочетания можно проводить в промежутке между третьей молитвой (‘Аср) и четвертой (Магриб). В хадисе сказано: «Проводите бракосочетание вечером! Поистине, это лучше для баракята (благодати)» .

Что касается пятницы, то этот день недели является праздничным и благословенным, более того, в нем есть час, когда принимаются все молитвы (ду‘а) .

4. Упоминание свадебного подарка (махра).

Весьма желательным является оговаривание во время бракосочетания свадебного подарка, причем не только факта его наличия, но и его конкретного содержания. Жениху желательно передать невесте свадебный подарок (махр) сразу, не откладывая на более поздний срок. Размер махра может быть зафиксирован в свидетельстве о браке, которое выдается регистрирующим лицом (имамом, кадием, муфтием).

5. Приглашение гостей на свадьбу.

Когда посланник Господа Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) узнал о том, что ‘Абдурахман ибн ‘Авф женился, он сказал: «Устрой свадебное угощение [зарезав] хотя бы одного барана» . Бо льшая часть богословов считает, что свадебное угощение - обязательная сунна (сунна муаккяда), то есть весьма поощряемо, а некоторые ученые, например, имамы аш-Шафи‘и и Малик, настаивали на его необходимости (ваджиб) .

Приглашенным на свадьбу следует помнить о том, что говорится в хадисах:

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть непременно придет» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на свадебное торжество, то пусть ответит [приходом]» ;

- «Если кто-то из вас приглашен на угощение, то пусть ответит на него [приходом]. Захочет - поест, не захочет - не будет есть» .

Однако все ученые подчеркивают, что если на свадьбе имеет место явно запретное (употребление спиртного), а приглашенный не может изменить такого порядка, то присутствие его на торжестве недопустимо. Данное мнение основывается на приводимых в своде хадисов Абу Дауда словах Ибн ‘Умара о том, что «пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует) запрещал сидеть за столом, за которым распивают спиртное (алкоголь)» . В реалиях нашего времени, если верующий сталкивается с подобной ситуацией, когда один из брачующихся его близкий родственник, следует все-таки прийти на мероприятие, щедро поздравить со столь знаменательным событием и незаметно покинуть застолье. Сохранению и развитию родственных отношений в Исламе придается огромное значение.

6. Чтение молитвы.

Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) сказал: «Если кто-то из вас женится, то пусть скажет: «Аллаахумма инни ас’элюкя хайрахаа ва хайра маа джабальтахаа ‘аляйхи ва а‘уузу бикя мин шаррихаа ва шарри маа джабальтахаа ‘аляйхь» .

Перевод:

«Господи, прошу у Тебя блага ее [невесты] и лучшего из того, ради чего Ты сотворил ее [пусть оно проявится в нашей совместной семейной жизни]. И прошу у Тебя защиты от зла ее и зла, [возможно] заложенного при сотворении ее [пусть это не нанесет вреда счастью нашей с нею семейной жизни]».

Молитвы с такого рода смыслами на любом языке может проговаривать и девушка касательно своего жениха.

Ответы на вопросы по теме

Может ли мулла отказаться проводить никях, если считает, что у людей нет намерения создать семью? В одной из мечетей я видела, как пришел один человек с русской девушкой, немусульманкой, и попросил их поженить. Мулла хотел что-то им объяснить про Ислам, но этот парень грубо прервал его и сказал, что она русская и ей это все безразлично. Потом мулла стал рассказывать об обязанностях и правах супругов, а этот парень заявил, чтобы мулла побыстрее читал никях, а они там сами разберутся. О Господи, меня поразило спокойствие и терпение этого муллы, который ничего не возразил и просто прочел никях! Но с другой стороны, ведь явно, что люди пришли просто узаконить зина (сожительство). Аиша.

Конечно, имам может отказаться проводить никях, если имеются соответствующие причины, например те, что упомянуты вами.

Когда лучше проводить бракосочетание (никях)?

В году нет такого времени суток, дня или месяца, когда было бы запрещено проводить бракосочетание. Никях является одним из очень ответственных и похвальных мероприятий пред Всевышним, которое не ограничено временными рамками. Если вы всерьез решили стать мужем и женой, если есть родительское благословение и другие необходимые условия для заключения брака, то не откладывайте это дело в долгий ящик.

В Рамадан я собираюсь зарегистрировать свои отношения с человеком в загсе и сочетаться мусульманским браком. Разрешено ли это делать в месяц Рамадан?

В Рамадан сочетаться браком можно.

Я не так давно приняла Ислам и меня интересует: есть ли запрет или нежелательность совершения никяха в священные месяцы?

«Сделал Аллах (Бог, Господь) Каабу, Священный Дом, опорой людям [поддержкой в приобретении земных и вечных благ]. А также и священные месяцы [Зуль-ка‘да, Зуль-хиджа, аль-Мухаррам и Раджаб], и жертвенное животное [мясо которого во время паломничества раздают бедным и неимущим], и украшения [которыми люди отмечали этих животных, чтобы отличить их от обычных] . [Господь заложил во всем этом благо.]» (). Всевышний заложил в священные месяцы именно благо, а не запрет или нежелательность. Поэтому проблем с бракосочетанием в это время нет.

Четыре года назад я вышла замуж. Мой супруг женился на мне по-мусульмански: зарезали барана, было около сто пятидесяти человек гостей, мулла. У нас это называется хатми-куръон. Объявили, что это свадьба. Он подарил мне много золотых украшений, все как положено. Сейчас у нас в семье полное взаимопонимание, мы любим друг друга, недавно родилась дочь. Но у нас не было никяха. Муж считает, что это необязательно и что никях нужен, чтобы просто были свидетели, а у нас их было целых сто пятьдесят человек. Я никак не могу его переубедить и сделать никях. Как мне быть? Айшат, 32 года.

Ваш муж прав. Описанное вами событие, с присутствием муллы, гостей-свидетелей и вашим согласием на брак, и было никяхом. Вы таким образом соединили никях и свадьбу, устроив грандиозное мероприятие.

Имеет ли невеста право присутствовать на церемонии бракосочетания?

Она не просто имеет такое право, она должна там быть и публично озвучить свое согласие на замужество.

Отмечу, что у некоторых народов есть традиция ограничивать присутствие невесты на самой церемонии бракосочетания, вместо нее присутствует доверенное лицо. Это не относится к канонам Ислама.

Нет, не получится. Не игнорируйте мать, тем более в столь важных вопросах.

Решили провести никях, но, к сожалению, не знаем как. Будущий муж у меня русский. Он твердо решил стать мусульманином. Мы очень хотим провести мусульманский обряд бракосочетания, но жених по-татарски не понимает. Родители его христиане, и тоже хотят присутствовать. Меня воспитала мама. Отца, который выдавал бы меня замуж, нет. Кто должен присутствовать на никяхе? Что делать? Как нам быть? Муслима.

1. Нет никакой необходимости проводить никях именно на татарском языке. Пусть его проводят на том, который всем понятен.

2. Со становлением вашего жениха мусульманином нет никаких проблем.

3. Что касается опекуна, который выдавал бы замуж, то в этой роли может выступить один из следующих родственников: отец, дедушка, родные братья, племянники, дяди по отцу, двоюродные братья по отцовской линии . В крайнем случае в роли опекуна может выступить местный государственный или религиозный деятель (об этом упомянуто в хадисе).

4. Затем зарегистрируйте брак в государственных органах - загсе.

У меня есть девушка, я не хочу грешить. Потому спрашиваю вас: можно ли ограничиться бракосочетанием в мечети, а праздновать потом? Ислам.

Да, конечно, но только с присутствием ваших родителей и свидетелей. Параллельно с этим процессом (никяхом) запишитесь в загс для официальной регистрации вашего брака. А что касается многочисленных гостей и вкусных угощений, то это уже когда пожелаете.

Мой вопрос касается исламского бракосочетания. В данном случае бракосочетания с христианкой. Какие условия нужно соблюсти и как будет происходить обряд в таком случае? Иразхан.

Никаких специальных условий нет. Желательно, чтобы брачная проповедь была не столько продолжительной, сколько понятной и полезной для невесты.

Возможно ли присутствие родственников-христиан на никяхе?

Да, конечно.

Я слышала, что необходимо перечитывать никях (повторять процедуру бракосочетания) чуть ли не после каждой длительной разлуки мужа и жены.

Когда меня сочетали браком, мулла перепутал имя моего отца. Действительно ли мое замужество? Нужно ли вновь перечитывать никях?

1. Такая традиция кое-где встречается. Канонического обоснования в Исламе она не имеет.

2. Если он обращался именно к вам, а вы самостоятельно проговаривали свое согласие на брак, то не надо ничего перечитывать.

Две недели назад у меня был никях. Мы с женихом нашли муллу с улицы. На никяхе присутствовали я, мой жених, моя сестра, мулла и два свидетеля-мужчины, все мусульмане. Опекуна у меня не было, так как мой отец умер, а брату только 7 лет.

Мулла не поинтересовался даже, есть ли у меня опекун. И во время церемонии не спросил ни моего имени, ни согласия. То же касательно и жениха. Читал на таджикском языке, который я и моя сестра не понимаем. Если мулла взял на себя ответственность опекуна и не сообщил об этом ни мне, ни жениху, считается ли действительным такой никях? Женаты ли мы?

Не знаю. Как-то все очень не серьезно, по-детски. Бракосочетание - это не игра в песочнице, а важное мероприятие, проводимое один раз в жизни и на всю жизнь. Разве можно так легкомысленно к нему относиться?!

1. Можно ли заключить никях вдали от дома и без свидетелей? В данный момент мы находимся вдали от дома, то есть нет возможности пригласить друзей или родственников.

2. Также мне сказали, что после никяха нужно сразу же иметь интимные отношения с женой, а то никях аннулируется. Так ли это? Данис, 23 года.

1. Без свидетелей ваш никях будет недействительным. К тому же необходимо присутствие опекуна со стороны невесты, а лучше - и ваших, и ее родителей, и матери, и отца!

2. Вас неправильно проинформировали. Никях в таком случае не аннулируется, даже если интимных отношений не будет на протяжении месяца или двух. Аннулировать никях может только полноценный развод.

1. Нам с мужем прочитали никях, ни его родители, ни мои не знали об этом. Но позже я рассказала своей маме, и она ничего против нашего брака не имеет. Считается ли наш никях действительным?

2. Мои родители вообще не делали никяха, считаются ли они мужем и женой перед Аллахом? Амина, 18 лет.

1. Ваш никях (бракосочетание) действителен, если были выполнены все его условия, но как-то странно, что в свои 18 лет вы заблаговременно не оповестили родителей о столь важном мероприятии, не посоветовались с ними и не пригласили их на бракосочетание. Очень странно.

2. Если их отношения зарегистрированы в загсе и изначально присутствовали все условия брака, то они считаются мужем и женой пред Богом.

Мы с мужем поженились через загс, а через полгода приняли Ислам. Надо ли нам читать никях?

Каноническая необходимость, обязательность этого в вашем случае отсутствует. А в остальном - на ваше усмотрение.

Мой знакомый не так давно начал совершать намаз. Он женат. Насколько я знаю, брак официально зарегистрирован в загсе. Жена - немусульманка. Обязательно ли им прочитать никях сейчас?

Необязательно, достаточно того, что брак зарегистрирован в загсе.

Я и мой будущий муж - мусульмане. Я уже была замужем, овдовела. Отец погиб и родственников-мужчин у меня нет, за исключением пятилетнего сына. Могу ли я взять поручителем родного брата моего будущего мужа? И как в арабской мечети проходит обряд никяха? Альфия.

Являясь вдовою, вы можете сами решать, за кого вам выйти замуж, наличие опекуна в вашем случае - необязательное условие.

Традиции могут быть разными, но основные положения ранее были изложены.

На свадьбу мы с женой поехали к духовному деятелю небольшой мечети, однако в силу молодости мы не обратили внимания, был ли полноценен обряд никяха или нет. Я консультировался после, и мне сказали, что одним из условий принятия никяха является питье воды, а мы воду не пили. Можем ли мы пойти в Центральную мечеть и пройти никях снова для уверенности? Эльвир.

Питье воды условием никяха не является. Главное - вы намеревались стать мужем и женой на всю оставшуюся жизнь, имели двух свидетелей, согласие опекуна невесты и озвучили свое согласие на брак.

Уважаемый Шамиль, подскажите, пожалуйста, правильно ли был зарегистрирован брак. И для девушки, и для молодого человека этот брак был первым. Брак регистрировал дома мулла. Мулла с выкупом (денежным) приехал домой к родителям девушки вместе с несколькими мужчинами и женщинами, родственниками жениха. Он зашел в комнату к невесте (с ней была взрослая женщина), прочитал «аль-Фатиху», попросил невесту повторить за ним несколько аятов из Корана и ду‘а. Спросил, дает ли она разрешение своему отцу действовать от ее имени. Девушка дала согласие. Затем мулла прошел в другую комнату к отцу девушки, попросил его повторить за ним несколько аятов и спросил разрешения на брак дочери с таким-то. Девушку забрали из дома родителей. По приезду в ресторан, где проходила свадьба, мулла пересел в машину к жениху, прочитал ему короткую проповедь и спросил его, хочет ли он жениться на такой-то, дочери такого-то. Жених дал согласие.

Описание никяха, приведенное вами, отличается от описанного мною. Поясните, пожалуйста. Может, никях надо повторить?! Амина.

Никях повторять не надо. Единственное - лучше зарегистрировать брак и в загсе.

Если было обоюдное (жениха и невесты) согласие на брак, тогда в вашем случае все в порядке. Основные условия мусульманского бракосочетания соблюдены, судя по описанному вами, просто местами они обличены в национальные обряды, что никак не нарушает действительность брака.

Еще замечу, что такого понятия, как «выкуп невесты» в Исламе нет. Дарение подарков ее родителям - традиция, а вот дарение ценного подарка непосредственно невесте - важное условие, о чем сказано в Коране:

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара» (см. ).

Я сейчас нахожусь вдали от дома и от родителей. Я нашел для себя девушку-мусульманку и хочу взять ее в жены. Можно ли провести обряд никяха с одной и той же девушкой два раза: один раз - здесь, а второй - у себя на родине. Бек.

Три месяца назад я познакомилась с мужчиной, который сразу же предложил мне прочитать никях. Через неделю мы прочитали никях у него дома, пригласив человека, который мог его прочесть. Считается ли все это действительным, так как через какое-то время он мне сказал, что бросает меня.

Он человек взрослый, ему 44 года. Я всегда считала, что взрослые мужчины не причинят боль женщине. Сейчас я в смятении, все родственники знают, что я вышла за него замуж, а тут такой резкий поворот событий. Являюсь ли я по шариату его женой? И накажет ли его Всевышний за это? Садия, 37 лет.

Советую вам припомнить, как все происходило.

1. Надеюсь, он передал вам ценный свадебный подарок (махр).

«Давайте невестам своим (женам своим) свадебный подарок в качестве безвозмездного дара!» (см. ).

В Исламе есть понятие махр - свадебный подарок, передаваемый невесте во время бракосочетания или после. Он должен быть ценным, дорогостоящим. Важно отметить, что во время заключения брака наименование подарка и его стоимость должны быть оговорены при свидетелях. Этот подарок не символизирует «приобретение жены», это - лишь безвозмездный дар жениха невесте. Размер махра может достигать и одного кантара (примерно 44,928 кг) золотом , о чем упомянуто в Священном Коране .

2. Бракосочетание (никях) лучше проводить в присутствии большого числа родственников со стороны невесты и жениха. Минимум в вопросе свидетельствования - двое мужчин либо мужчина и две женщины.

3. Важно присутствие опекуна невесты (например, отца или брата).

4. Для действительности брака с точки зрения мусульманских канонов брачующиеся должны иметь намерение стать мужем и женою на всю оставшуюся жизнь. Преднамеренная временность нарушает его действительность .

Упомянутые канонические требования, а также отдельные народные традиции способствуют в том числе и пробуждению в брачующихся глубокого чувства ответственности. А игнорирование канонических требований и определенных традиций больше похоже на заключение временного союза с целью животного удовлетворения плоти без каких-либо обязательств.

Что касается «он взрослый, ему 44 года », то напомню вам, что, сколько бы ни было человеку лет, он остается человеком, а в Коране сказано:

«Человек [ведь] сотворен слабым. [Ему трудно бывает противостоять сатанинским призывам к греху, устоять перед соблазнами и страстями своей души, но на то и существуют многие другие человеческие качества, способствующие росту личности и самосовершенствованию. Чтобы реанимировать их, пробудить и оживить, от человека требуются целенаправленные постоянные усилия и строгая самодисциплина.]» (см. ).

Порой грех не кажется таким уж грехом, он оправдываем и индивидуально интерпретируем. Например, один американский серийный убийца, когда его поймали после долгих лет поисков, искренне утверждал, что у него «очень доброе сердце». Хотя для лишения человека жизни ему достаточно было встретить не очень приветливый взгляд или услышать в свой адрес непонравившуюся ему реплику. Не стоит удивляться чьей-то подлости, но следует принять во внимание, зарубить себе на носу, что религиозные каноны (при верной объективной и грамотной их трактовке) и отдельные традиции помогают нам жить, если мы стараемся понять их суть и применить на практике.

А вот относительно «накажет ли » в Коране четко сказано:

«[Хотите вы того или нет] но кто совершает зло, тому непременно воздастся за это [соответствующим наказанием, которое может принять разные формы: болезнь, финансовые потери, сложности, затруднения, печаль и т. п., - причем в любое время и в любом месте]. И он не найдет для себя покровителя и помощника помимо Аллаха (Бога, Господа)» ().

Желают того люди или нет, но это закономерность, установленная Творцом в нашем мироздании. Зло бумерангом возвратится, если не в этой жизни, так в Судный День, в вечности.

Мы с будущим мужем запланировали никях на середину августа. Проблема в том, что у меня регулы приходятся как раз на середину месяца. Я, конечно, знаю способ передвинуть срок регул (с помощью оральных контрацептивов), хотя ни разу еще не пробовала. Допустимо ли это? Или я должна поставить в известность будущего мужа о том, что в брачную ночь интимных отношений не будет? Я знаю, что никях мы можем провести несмотря на это, но хотелось бы стать полноценной женой. Олеся, 28 лет.

Искуственно передвигать срок регул не советую. Если совпадет, подождете.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6616–6618.

Безусловно, наличие религиозности и набожности у каждого из супругов не исключает возможности возникновения недопонимания и раздоров. А порой, к огромному сожалению, и разводов.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Хакима. См., например: ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 527, хадис №8704, «сахих».

С началом периода полового созревания человек становится ответственным пред Богом за свои слова и поступки - в Судный День ему держать ответ за них.

Здесь подразумевается в том числе руководитель любого ранга - качество и эффективность его деятельности, организация работы коллектива и отношения с подчиненными.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима и др. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1667, хадис № 5188; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 396, хадис № 6370, «сахих».

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 242, хадис № 2130, «сахих».

Хадис от Абу Хурайры; св. х. Абу Хафса. См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6618.

В зависимости от обстоятельств никях можно провести и в любой другой день. Жестких канонических рамок и категорических требований на этот счет нет.

Хадис от Анаса; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1659, хадис № 5153.

См., например: аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6619.

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1664, хадис № 5173; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 96–(1429).

Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: аль-Бухари М. Сахих аль-бухари [Свод хадисов имама аль-Бухари]. В 5 т. Бейрут: аль-Мактаба аль-‘асрийя, 1997. Т. 3. С. 1665, хадис № 5179; ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 566, хадис № 97–(1429).

Хадис от Джабира; св. х. Ахмада, Муслима, Абу Дауда и Ибн Маджа. См., например: ан-Найсабури М. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1998. С. 567, хадис № 105–(1430); аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. Т. 6. С. 188, хадисы № 2741.

См.: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 416, хадис № 3774, «сахих»; ас-Суюты. Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 558, хадис № 9343, «сахих»; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 9. С. 6621.

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 245, хадис № 2160, «хасан».